Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из
ведущих в курсе русского языка. Как обучать правописанию на основе применения
правил? Каковы способы усвоения орфографии в начальных классах? Наверняка многих учителей и родителей волнуют данные вопросы. Предлагаю Вашему вниманию, материал найденный мною на страницах всемирной сети.
Главным
в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е.
решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно
при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит,
умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением,
залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из
главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Чтобы
найти орфограмму, написание, требующее проверки, необходимо воспринять слово и
осознать в нем опасное место. Значит, слово и орфограмма в нем, воспринимаемые
зрительно или на слух, являются раздражителями. Так как непосредственно
воспринимаемые раздражители в орфографии действуют через зрительный и слуховой
анализаторы, целесообразно рассмотреть процессы зрительного и слухового
восприятия.
При
зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным
чертам орфограмм упражнять их в сравнении, проводить анализ.
Слуховое
восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу
развития не только устной, но и письменной речи. Развитие фонематического слуха
оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи –
нахождения орфограммы и определения ее типа.
Как
показали исследования наряду со слуховым и зрительным анализаторами большое
значение имеют речевые кинестезии ( проговаривание ) , они позволяют более
тонко и точно воспринимать речь.
Воспоминания
движений руки также выступают необходимым условием грамотного письма.
Зрительное,
слуховое, кинестезическое и рукодвигательное восприятие младших школьников
составляет чувственную базу орфографического навыка.
Современный
подход к проблеме памяти позволяет подчеркнуть, что без опоры на понимание
никакое усвоение знаний вообще невозможно. Если понимание поверхностно,
неполно, не складывается в систему, то запоминание слабо и нестойко и требуются
многократные повторения для его улучшения. Если же в процессе усвоения ученик
выделяет в материале главное смысловое содержание, то у него образуются сильные
и стойкие следы памяти.
Первым
этапом решения орфографической задачи выступает умение увидеть орфограмму при
письме, т. е. изначальное умение, обеспечивающее сознательное отношение к
письму, мотивирующее обращение к правилу, к словарю.
Орфографическая
зоркость предполагает обнаружение орфограмм и определения их типа.
Восприятие
включает в свой состав зрительные или слуховые, артикуляционные или моторные
компоненты, процессы переработки полученной информации с выделением
существенных признаков, их сопоставлением и создание образа-представления на
основе прежнего опыта.
Анализ
психологической литературы позволяет нам определить орфографическую зоркость
как способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и
квалифицировать орфограммы в результате оценки их признаков на начальном этапе
обучения на основе последовательной фиксации отдельных признаков, а на
последующем – на основе одновременного нахождения интегрального
образа-ориентира.
В
таком понимании орфографической зоркости содержится важный для методики
обучения вывод о необходимости на первоначальном этапе знакомить детей со всеми
опознавательными признаками орфограмм и добиваться их прочного усвоения в
деятельности. 1-4 классы следует рассматривать в качестве начального этапа развития
орфографической зоркости, на котором основное внимание уделяется определению
всех необходимых и достаточных признаков для нахождения орфограммы.
Упражнения
по выработке орфографической зоркости:
- Письмо с проговариванием (в основе этого письма - проговаривание по слогам).
- Списывание. Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность.
- Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов.
- Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух.
- Письмо под диктовку.
- Творческие работы.
- Нахождение допущенных ошибок.
По материалам с сайта http://www.eti-deti.ru/
Спасибо большое, Оксана Николаевна! Часто пользуемся упражнение "Письмо с проговариванием". На остальные упражнения не хватает времени.(Художественная школа, танцы, бисер)
ОтветитьУдалитьПопробуем новые упражнения на выходных! Понимаю, везде нужна систематичность и регулярность, только тогда будет результат.
Виолетта Сергеевна, это же здорово, что ребёнок увлекается различными видами деятельности! И когда же Вы все успеваете? А систематичность является одним из главных составляющих при формировании орфографической грамотности.
Удалить