понедельник, 19 октября 2015 г.

Повышение орфографической грамотности младших школьников


Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Как обучать правописанию на основе применения правил? Каковы способы усвоения орфографии в начальных классах? Наверняка многих учителей и родителей волнуют данные вопросы. Предлагаю Вашему вниманию, материал найденный мною на страницах всемирной сети.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Чтобы найти орфограмму, написание, требующее проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нем опасное место. Значит, слово и орфограмма в нем, воспринимаемые зрительно или на слух, являются раздражителями. Так как непосредственно воспринимаемые раздражители в орфографии действуют через зрительный и слуховой анализаторы, целесообразно рассмотреть процессы зрительного и слухового восприятия.
При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм упражнять их в сравнении, проводить анализ.
Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождения орфограммы и определения ее типа.
Как показали исследования наряду со слуховым и зрительным анализаторами большое значение имеют речевые кинестезии ( проговаривание ) , они позволяют более тонко и точно воспринимать речь.
Воспоминания движений руки также выступают необходимым условием грамотного письма.
Зрительное, слуховое, кинестезическое и рукодвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка.
Современный подход к проблеме памяти позволяет подчеркнуть, что без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно. Если понимание поверхностно, неполно, не складывается в систему, то запоминание слабо и нестойко и требуются многократные повторения для его улучшения. Если же в процессе усвоения ученик выделяет в материале главное смысловое содержание, то у него образуются сильные и стойкие следы памяти.
Первым этапом решения орфографической задачи выступает умение увидеть орфограмму при письме, т. е. изначальное умение, обеспечивающее сознательное отношение к письму, мотивирующее обращение к правилу, к словарю.
Орфографическая зоркость предполагает обнаружение орфограмм и определения их типа.
Восприятие включает в свой состав зрительные или слуховые, артикуляционные или моторные компоненты, процессы переработки полученной информации с выделением существенных признаков, их сопоставлением и создание образа-представления на основе прежнего опыта.
Анализ психологической литературы позволяет нам определить орфографическую зоркость как способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и квалифицировать орфограммы в результате оценки их признаков на начальном этапе обучения на основе последовательной фиксации отдельных признаков, а на последующем – на основе одновременного нахождения интегрального образа-ориентира.
В таком понимании орфографической зоркости содержится важный для методики обучения вывод о необходимости на первоначальном этапе знакомить детей со всеми опознавательными признаками орфограмм и добиваться их прочного усвоения в деятельности. 1-4 классы следует рассматривать в качестве начального этапа развития орфографической зоркости, на котором основное внимание уделяется определению всех необходимых и достаточных признаков для нахождения орфограммы.

Упражнения по выработке орфографической зоркости:
  • Письмо с проговариванием (в основе этого письма - проговаривание по слогам).
  • Списывание. Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность.
  • Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов.
  • Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух.
  • Письмо под диктовку.
  • Творческие работы.
  • Нахождение допущенных ошибок.  

По материалам с  сайта http://www.eti-deti.ru/

2 комментария:

  1. Спасибо большое, Оксана Николаевна! Часто пользуемся упражнение "Письмо с проговариванием". На остальные упражнения не хватает времени.(Художественная школа, танцы, бисер)
    Попробуем новые упражнения на выходных! Понимаю, везде нужна систематичность и регулярность, только тогда будет результат.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виолетта Сергеевна, это же здорово, что ребёнок увлекается различными видами деятельности! И когда же Вы все успеваете? А систематичность является одним из главных составляющих при формировании орфографической грамотности.

      Удалить