воскресенье, 30 октября 2016 г.

Читаем всей семьёй. Е. Ильина "Шум и Шумок"



Здравствуйте, ребята и родители! Предлагаю Вам новое произведение для семейного чтения - рассказ Елены Ильиной «Шум и Шумок». Приятного Вам совместного чтения! Ребята, не забудьте ответить на вопросы.

Шум и Шумок
   Много на свете всякого шуму, да не каждый шум своё место знает. Вот, к примеру, морской шум у берегов прибоем гремит. Зелёный шум в лесной чаще живёт, листьями шумит.
   Всем этот шум по душе. А есть ещё озорной шум, по имени Шумиголова. Этот всегда норовит туда пробраться, куда не надо, — в театр, в школу. Сначала он как будто и маленький — не Шум, а Шумок, а глядишь — вырос, до потолка поднялся, Большим Шумом стал.

   Вот как-то раз пошла учительница на перемене в библиотеку за книгами, а дежурным велела следить за порядком. Только учительница ушла, ребята стали по всему коридору бегать — друг за другом гоняться. Тут Шумок под шумок и подобрался к ребятам. Стал он расти, расти, как снежный ком, и превратился в Большой Шум.
   Дежурные кричат: «Стройся!» А ребята уже так расшумелись, что ничего и не слышно. Поднялся Большой Шум до потолка и стоит в коридоре.
   С Большим Шумом вбежали ребята в класс, с Большим Шумом расселись по партам.
   Один читает, семеро болтают, двое баранки едят, трое в кулаки гудят.
   Так расшумелся Шумиголова, что у всех в голове зашумело. А уж известно — где много шуму, там мало толку.
   Из-за Большого Шума не услышали ребята, как в класс вошла учительница. В руках она несла пачку книг. Вскочили ребята, да поздно. Посмотрела на них учительница и говорит:
   — Что тут за шум? Тихо!
   И как только она сказала «тихо», Большой Шум сгорбился, съёжился и опять превратился в маленький Шумок. Мал стал, а всё не угомонится.
   То по одному ряду пробежит Шумок, то по другому. Учительница говорит: «Тише!»
   А ребята друг другу передают:
   — Тише!
   — Тише!
   — Тише!
   Шумку только этого и надо. Он от каждого лишнего словца растёт.
   Тут учительница покачала головой, посмотрела на класс и сказала:
   — Я думала, вы хорошие ребята, и хорошие книги для вас подобрала, а вы вот как меня встретили — с шумом, с гамом.
   — Да мы не шумим! — говорят ребята. — Мы только друг другу «тише» говорим.
   — А вы не говорите. Вас тут сорок человек. Если все сорок сразу в один голос скажут «тише» — от этого тихо не будет, а будет шумно. Поняли?
   Ребята только головой кивнули.
   — Ну, так давайте сказку читать.
   Все открыли книжки, а читать сказку стали по очереди. Один читает, остальные слушают. Интересная сказка!
   Тихо, спокойно стало в классе… Совсем пропал Шумок, будто его и не было. Ушёл в раздевалку и спрятался между пальтишками, шубками и шапками. Там и живёт. Пока ребята в классах, он дремлет у кого-нибудь в рукаве. А сбегутся ребята в раздевалку — Шумок вылезет, вырастет, поднимет голову до самого потолка и давай шуметь.
   Но говорят, что его и оттуда скоро выгонят.



  • Как Вы думаете, почему  слова Шум и Шумок написаны с заглавной буквы? 
  • Как вы понимаете предложение: Тут Шумок под шумок подобрался.? 
  • Подходит ли к рассказу пословица: Где много шуму, там мало толку.?

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Оксана Николаевна! Какой поучительный рассказ. Ненавязчиво рассказывает о ценности тишины и дисциплины. Интересно, как ребята ответят на вопросы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Алексеевна, ребятам младшего школьного возраста обязательно нужно рассказывать о проблеме дисциплины, ведь они, в силу возраста, не всегда её осознают.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Оксана Николаевна. Мы прочитали рассказ. Я думаю, что Шум и Шумок - это имена, поэтому они написаны с заглавной буквы. Пословица к рассказу подходит. Потому что где шумят, там ничего нельзя сделать хорошо. Софья В.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Софья! Очень хорошо что вы прочитали рассказ! Надеюсь, герои рассказа не будут появляться на наших уроках!

      Удалить
  3. Добрый вечер,Оксана Николаевна. Шум и Шумок стали героями рассказа Елены Ильиной, поэтому написаны с заглавной буквы. Когда в классе каждый начинает потихонечку говорить, поднимается такой шум, что никто уже никого не слышит, поэтому и пользы в этом нет.
    Настя М.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Настя и Наталья Владимировна! Думаю Вы получили удовольствие от совместного чтения! Настя, ты права, если каждый ученики начинают говорить, то появляются герои рассказа и тишина в классе исчезает.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Оксана Николаевна. Мы с Соней с большим удовольствием прочитали предложенные Вами рассказы. Они небольшие, но заставляют задуматься о таких нужных понятиях как дружба, помощь, порядок, дисциплина. И на все вопросы стараемся ответить. Хотя второй вопрос Соню поставил в тупик. Я как смогла попыталась объяснить, что означает выражение: Тут Шумок под шумок подобрался.Шум и Шумок написаны с заглавной буквы, потому что это имена сказочных персонажей. А имена, как и названия рек и городов пишутся с заглавной буквы. Где много шума, там нет пользы. Дети в классе могут не услышать учителя или друг друга. А от этого можно чего-то не понять. У нас Шумиголова тоже добирается до школы. Соня Друзюк

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Софья и Татьяна Олеговна! Здорово, что нашли время для совместного чтения! Мы на уроке литературного слушания обязательно разберём вопросы и постараемся на них ответить коллективно в классе!

      Удалить
  5. Добрый день! Миша сам с удовольствием прочитал рассказ Елены Ильиной «Шум и Шумок". И пересказал папе и маме. Рассказ ему понравился.
    Сказал, что их в школе учили,что имена пишутся с большой буквы, поэтому в рассказе Елены Ильиной «Шум и Шумок" написаны с заглавной буквы.
    Предложение: "Тут Шумок под шумок подобрался." понял, что где шум, Шумок сам по себе быстро появляется.
    Пословица: "Где много шуму, там мало толку" подходит и к рассказу и по делу, оно так и есть. Ведь, когда много шума,очень сложно сосредоточится и сделать что-либо. (Кучерявых Миша)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Миша! Думаю, мама с удовольствием стала слушателем и послушала рассказы в твоём прочтении! Ты прав, что в шуме очень трудно сосредоточиться!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Оксана Николаевна! С удовольствием прочитали с Маргаритой поучительный рассказ. Она ответила на все вопросы. По первому вопросу думает, что Шум и Шумок пишутся с заглавной буквы, потому что это имена персонажей рассказа. По вопросу Шум под шумок подобрался ответила так, что из маленького шума всегда вырастает большой Шум. А по третьему вопросу Марго ответила, что при шуме трудно услышать учителя, понять его и сосредоточиться на уроке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Сабина! Здорово, что Вы нашли время и провели его вместе с Маргаритой за чтением книги!

      Удалить